История бренда BAJAJ

Бренд Bajaj Auto – ведущий индийский производитель мототехники. Компания входит в топ-10 самых крупных предприятий Индии, занимает третье место в мире по производству мотоциклов.
BAJAJ AUTO LTD. — это всемирно известная корпорация
Группа компаний BAJAJ входит в первую десятку крупнейших предприятий Индии. Интересы холдинга распространяются на широкий спектр отраслей промышленности, охватывая производство мотоциклов, квадрициклов и трициклов, бытовой техники, электрических приборов, железа и стали, а также страховой, туристический и финансовый секторы рынка.

Флагман холдинга, компания Bajaj Auto, занимает третье место в мире по производству двух- и трехколесных транспортных средств. Бренд BAJAJ широко известен в странах Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, а теперь и в Европе. Основанная в 1926 году, в разгар борьбы Индии за независимость от англичан, группа имеет яркую историю и многолетние традиции.


В 1986 году BAJAJ AUTO получила техническую поддержку Kawasaki. В Азии мотоциклы BAJAJ и Kawasaki реализуются через единую сеть магазинов, под брендом Kawasaki-Bajaj. На заводе в г.Чакан, BAJAJ производит такие популярные модели как Ninja 300 и Ninja 600.
В 2007 году BAJAJ выкупил 17% процентов активов австрийской компании KTM и увеличил эту долю до 35% в 2008 году, тем самым получив доступ не только к азиатскому рынку, но и европейскому. В данный момент доля акций KTM принадлежащей BAJAJ AUTO LTD. составляет 48%.На заводах BAJAJ производят модели KTM семейства DUKE и RC.

В 2017 началось производство мотоциклов HUSQVARNA. Компания не останавливается на достигнутом и осенью 2019 года подписывает договор о стратегическом альянсе c TRIUMPH Motorcycle по созданию мотоциклов 400-750 см.куб.
Целостность, преданность делу, находчивость и решимость добиться успеха, вот те слагаемые успеха, которые характерны для группы BAJAJ сегодня.

Основные этапы становления компании

1905 г.
16-летний Джамналал Баджадж унаследовал бизнес-империю приемного деда, который был богатым торговцем хлопком. Джамналал продолжил семейное дело, но кроме хлопка стал инвестировать и в другие отрасли.
1926 г.
Джамналал Баджадж создал компанию и назвал ее своей фамилией: Bajaj Factories. Именно она позже превратится в один из крупнейших в мире конгломератов, в который войдет 40+ компаний. Изначально же Bajaj Factories занималась переработкой хлопка и сахара.
1945 г.
Старший сын основателя — Камалнаян Баджадж после окончания своей учёбы в Кембриджском университете в Англии, вернулся домой, чтобы помочь отцу вести бизнес. Он расширил деятельность в производство мопедов, моторикш, цемента, сталелитейное производство и электроэнергетику. В ноябре 1945 года была основана компания Bachraj Trading Corporation Private Limited. Сначала она занималась импортом двух- и трехколесного транспорта в Индию.
1954 г.
Камалнаян Баджадж взял на себя управление Bajaj Group.
1958 г.
Начало производства скутеров Vespa и трициклов по лицензии. Эти скутеры быстро стали популярными в Европе из-за необычного дизайна.
1960 г.
Компанию переименовали в Bajaj Auto — это название сохранилось по сей день.
1970 г.
Компания Bajaj Auto начала выпускать собственные мотоциклы, мопеды и рикши — популярные в Азии двух- или трехколесные повозки, которые обычно используют в качестве такси. Только скутеров за год было произведено 100 000 штук.
1984 г.
Bajaj Auto получила крупный контракт с известным мото-брендом — японским Kawasaki. Вместе они начали выпускать мотоциклы Kawasaki Bajaj КВ 100 и Kawasaki Bajaj КВ 125, а чуть позже — популярные Kawasaki Ninja. Открыт завод по производству мотоциклов в Аурангабаде. Строительство было закончено в рекордные сроки - 16 месяцев.
1986 г.
Объемы производства дошли до 500 000 единиц техники, произведенных и проданных за один год
1995 г.
Bajaj Auto Ltd. празднует свой золотой юбилей. Десятимиллионный мотоцикл, произведенный и проданный.
1998 г.
Производство начинается на заводе в Чакане. Бренд Bajaj Auto стал узнаваемым во всей Азии. Но его байки занимали только бюджетный сегмент и считались не экологичными.
1999 г.
Ситуация изменилась в 1999 году, когда компания начала выпускать премиум-байк Kawasaki Bajaj CBZ.
2000 г.
Bajaj Auto уже выпускает 17 моделей своих мотоциклов.
2001 г.
Появление семейства мотоциклов Pulsar и Boxer, которые выпускаются и по сей день.
2003 г.
Внедрение технологии DTS-i. За один месяц было продано 107 115 единиц техники.
2008 г.
Компания Bajaj Auto купила 48% акций австрийского мото-производителя KTM. Австрийцы получили возможность дешево производить свои байки в Индии,а у Bajaj Auto появился доступ к технологиям.
2010 г.
Запуск и организация производства модели KTM DUKE
2011 г.
Появление модели Bajaj NS 200. Компания Bajaj Auto экспортировала 1 000 000 единиц мототехники за год.
2015 г.
Открытие официального дистрибьютора Bajaj в России «Ист Вест Моторс» (EW Motors).
2015 г.
Начало производства квадрицикла QUTE
2016 г.
Представлен Bajaj Dominar 400, самый мощный мотоцикл Bajaj.
2017 г.
Компании Triumph и Bajaj Auto подписали соглашение о партнёрстве с целью разработки и производства среднеразмерных байков и для Индии, и для импорта за рубеж.
2019 г.
Bajaj Auto начали сотрудничать с одним из старейших мото-брендов в мире — шведским Husqvarna. Индийские заводы производят для него две премиум-линейки Husqvarna Svartpilen, Vitpilen, а ткаже запустили в производство модель KTM Adventure.
2020 г.
Реинкарнация легенды BAJAJ CHETAK с электродвигателем.
2024 г.
Мотоциклы Bajaj продаются более чем в 70 странах на шести континентах: Азии, Европе, Австралии, Африке и обеих Америках.

История мотоциклов BAJAJ

BAJAJ пришел в Россию

Bajaj Auto Ltd, флагманская компания группы Bajaj Group, входит в тройку мировых лидеров по производству двух- и трёхколесных транспортных средств. Мототехника Bajaj Auto экспортируется в более чем 70 стран.

На протяжении длительного времени российский рынок оставался вне фокуса внимания Bajaj Auto. Но в 2015 году руководство компании приняло решении о начале бизнеса в России в рамках стратегии глобального проникновения. Официальным дистрибьютором техники Bajaj на территории Российской Федерации и стран Таможенного союза стала компания «Ист Вест Моторс» (EW Motors).


Запуск дистрибьюторского проекта на мотоциклетном рынке России в посткризисный год многим казался шагом рискованным и даже бесперспективным. Но грамотная стратегия, основанная на профессионализме команды EW Motors, не только опровергла это мнение, но и привела проект к успеху за очень короткий по рыночным меркам срок.


Компания EW Motors стартовала в 2015 году в России с одной единственной моделью – нейкедом Bajaj Pulsar NS 200. А уже в 2020 году российский дистрибьютор Bajaj предлагает своим покупателям линейку из девяти моделей мотоциклов различных классов. За это время мотоциклетный бренд Bajaj, ранее слабо известный в России и странах Таможенного союза, стал очень популярным. Сегодня Bajaj входит в тройку лидеров российского моторынка в сегменте дорожных мотоциклов, успешно конкурируя с японскими и европейскими брендами. И это только начало: компания «Ист Вест Моторс» активно работает над дальнейшим усилением своего присутствия на Российском рынке, расширяя модельный ряд мотоциклов и планомерно развивая дилерскую сеть.

Популярность мототехники Bajaj обусловлена не только уникальным сочетанием яркой внешности, высокого качества и разумной цены, но и грамотной дилерской политикой. Развитая дилерская сеть позволяет обеспечить как присутствие техники Bajaj во всех регионах, так и гарантировать покупателю качественное обслуживание мотоцикла и решение всех гарантийных вопросов. Комплексный подход к ведению бизнеса и удовлетворённость клиентов являются основными приоритетами компании «Ист Вест Моторс».


По состоянию на февраль 2021 года на территории России, Беларуси и Казахстана функционирует свыше 125 дилерских торгово-сервисных точек. Все партнёры прошли тщательный отбор, в процессе которого оценивался целый ряд факторов: от места расположения и состояния мотосалона до уровня профессиональной подготовки персонала и деловой репутации партнёра в целом.


Но на этом мы не останавливаемся. Развитие дилерской сети – процесс постоянный: как в части открытия новых точек продаж и сервиса, так и в вопросах повышении уровня клиентского и технического сервиса. На 2021 год запланировано открытие дилерских центров в регионах Северного Кавказа и Дальнего Востока, увеличение их количества и качества обслуживания в других регионах России, Беларуси и Казахстана.


Сначала мы говорили, что пришли всерьёз и надолго.


Сегодня мы говорим: «Мы здесь навсегда!»

Как устроено производство BAJAJ

Прежде чем приступать к подробному описанию процессов, происходящих за закрытыми дверями зданий заводов, хотелось бы наметить основные моменты. Bajaj – это очень масштабный частный бизнес. Компания находится в Топ-10 крупных предприятий Индии и занимает 96 место в списке Топ-100 самых инновационных компаний в мире по рейтингу журнала Forbes.


Здесь максимально массово выпускают малокубатурную технику и только её. Здесь нет столь трепетного отношения к мотоциклам, как, скажем, в Италии или Германии. Над конвейером не звучит божественная музыка всякий раз, как мастер достаёт из ящика поршни, и не разливается чудодейственный свет, когда готовый мотоцикл первый раз приходит в движение. Мужчины и немногочисленные женщины на производстве Bajaj трудятся с минимумом эмоций. Они производят технику, которая не является новаторской и излишне технологичной. Однако ценность каждого мотоцикла велика. Он с большой вероятностью станет для конкретного человека или целой семьи единственным возможным транспортом и источником заработка. Согласитесь, у работников Bajaj предостаточно поводов для гордости. А если ещё прибавить к этому неплохой соцпакет, карьерный рост, льготы и высокую по местным меркам зарплату, то станет понятно, почему Bajaj имеет такое большое влияние в Индии.

История Bajaj началась в 1926 г. На сегодняшний момент Bajaj Auto занимает третье место в мире по производству мотоциклов и первое место по трёхколёсному транспорту. За последние 10 лет оборот Baja вырос в 10 раз! Заводы компании суммарной площадью 7 млн м2 производят около 5 млн единиц техники в год. Из них только 1,5 млн идут на экспорт. Штат компании состоит из 10000 рабочих и 1200 инженеров в отделе разработок.

Основные производственные мощности Bajaj раскиданы по крупным индийским городам. Внутри страны находится четыре завода. Каждый как провинциальный город по площади и со своим личным списком производимой продукции.


По заявлениям руководства, в Bajaj осуществляют производство полного цикла. Раз за разом листовой металл, брикеты пластика и бухты провода превращаются в транспортное средство. Все детали производятся строго в Индии за исключением пары наименований типа резины и тормозных дисков.

Завод расположенный в городе Валуж, что в центральной части Индии, в штате Махараштра, для Bajaj едва ли не основной источник заработка. Здесь производятся все бюджетные малокубатурные мотоциклы. Цеха, уходящие длинной вереницей почти за горизонт, и расположенное в них оборудование повидали многое. Жизнь кипит в этом месте уже давно, сборочные процедуры налажены и никого не удивляют новизной, оборудование старательно поддерживается в работоспособном состоянии. Стены и крупные механизмы, окрашенные преимущественно в нейтральные цвета, создают несколько гнетущую обстановку. Насколько все здания похожи друг на друга снаружи, ровно настолько же однотипно оформление внутри.

В подобном внутреннем убранстве простой русский слесарь освоился бы минут за 40. Крупные и грубые слегка запылённые механизмы, грузные стены и пол, действительно, чем-то отдалённо напоминают среднестатистическое российское производство. Но только на визуально-тактильном уровне. Дисциплину в Bajaj я бы назвал недостижимой для очень многих. Сотрудники работают в две смены с фиксированным перерывом на размяться, перекусить и пообщаться с коллегами каждые 45 минут. В середине смены все в обязательном порядке уходят на обед. В любой из моментов времени работники строго следуют расписанию. Никто не разгуливает за пределами завода, не чатится в смартфоне и втихаря не использует в своих корыстных целях казённое оборудование. На заводе действует правило регулярно устраивать групповые занятия. Что-то типа нашей утренней зарядки. Работа в Bajaj – это не только монотонный труд. В специально отведённое время заводчане сажают цветы, ухаживают за газонами, занимаются творчеством и общественно полезной деятельностью. В Bajaj принято «выращивать» кадры. Люди работают здесь десятилетиями и поколениями, постепенно переходя от самых простых обязанностей к руководящим должностям.

Обустройство производственных и сборочных цехов на заводе в городе Чакан для тех, кто хоть когда-нибудь был на подобных предприятиях, покажется обыденным. Мы начали осмотр с цеха, где окрашиваются крылья, боковины и бензобаки для мотоциклов. Данный процесс, как и многие другие, автоматизирован примерно на 2/3. В большую камеру поступают уже готовые детали. Они как курица-гриль нанизаны на длинную металлическую вращающуюся стойку. Вереница таких наборов в подвешенном состоянии вращается и движется с определёнными интервалами. На разных этапах автоматизированные краскопульты заранее запрограммированными движениями в несколько заходов покрывают детали сначала грунтом, затем основной краской и в завершении лаком. Одна камера использует только один цвет. В конце каждого этапа вместо бездушной машины стоит специально обученный маляр. За ним всегда последнее слово в покраске деталей. Между нанесением краски и лака бензобаки и некоторые другие детали попадают в тесное помещение, в котором происходит нанесение наклеек. Мастер вручную центрует наносимые изображения и натравливает на них механическую руку с мягким скребком. Автомат лёгким движением разглаживает наклейку и вытесняет подложку. Оклеенные детали осматриваются на предмет повреждений, при необходимости дополировываются и отправляются дальше, в лакировку и сборку. Почти все манипуляции по перемещению деталей и частично собранных узлов между цехами возложены на напольные и подвесные транспортёрные ленты, всевозможные лифты и манипуляторы.

Основное таинство завода в Валуж происходит в большом цехе, где расположен конвейер. Несколько параллельных линий движутся очень степенно. Мотоциклы на одной и той же линии могут быть разные. Участки мастеров частично пересекаются и дублируются. Практически каждая следующая операция выполняется с проверкой предыдущих и с нанесением соответствующих меток для последующих этапов сборки. Над рабочими местами сухим языком плаката даны некоторые шпаргалки и пояснения к выполняемым действиям. Весь используемый инструмент перед сменой в обязательном порядке проходит поверку и отбраковку. Индийские заводы работают по схеме TPM («точно и вовремя»). Когда в зоне сборки отсутствует склад, все детали под сборку ровно в нужном количестве приезжают точно в срок к сборочной линии. Работники держат при себе лишь закреплённые в удобных местах инструменты, некоторые смазочные материалы и россыпи разномастного часто использующегося крепежа. Всё остальное поступает в коробках в виде оптимальным образом разложенного комплекта для сборки. Аналогичные принципы на своём производстве применяют в Toyota.

Внутри производства есть одна любопытная технологическая находка, которая вызывает улыбку решительно у всех. В конвейерном цехе заводчане, чтобы всякий раз, когда нужно получить со склада некоторые дополнительные детали и аксессуары, не терять уйму времени, используют в качестве посыльных двух роботов на электротяге. Их зовут Том и Джерри. Соответствующие мультяшные наклейки на бортах прилагаются. Оба очень похожи на главного персонажа мультика «Валли». Только на месте головы с окулярами закреплены платформы для груза. Автоботы запрограммированы передвигаться по специальной дорожке между складскими помещениями и сборочным цехом. Набор необходимых деталей по списку, их загрузка и выгрузка производятся вручную.

Находясь в сборочных цехах Bajaj, нельзя не отметить ощутимую избыточность сотрудников на единицу площади. Чем сложнее операции, тем больше народу. Такая стратегия позволяет без задержек выпускать практически любое количество техники. Так, например, с конвейера завода в Валуж каждые 40 секунд сходит готовый мотоцикл. Собранная техника, само собой, первым делом отправляется на проверку всех параметров и регистрацию в электронной картотеке завода. Затем происходит упаковка и отправка дилерам. Готовую технику в Bajaj не принято долго «мариновать» на складе или заднем дворе.

Производство Bajaj в Чакане (так же штат Махараштра) разительно отличается от производства в Валуж. Здесь собирают многоколёсную технику (трициклы и автомобильчик Qute), мотоциклы серии Pulsar, Street и малокубатурники KTM серий RC и Duke. Благодаря системе «точно и вовремя», а также наличию в радиусе 5 км поставщиков практически всех необходимых компонентов, завод способен собирать до 4000 единиц техники в день!

Просторный зал по сборке грузовых и пассажирских трёхколёсников Bajaj навевает некоторые размышления о делах давно минувших дней. Вполне возможно примерно так же когда-то выглядела сборка грузовых мотороллеров «Муравей» на Тульском машиностроительном заводе.


На несколько параллельных линий конвейера крупные детали из соседнего цеха поставляет массивный транспортировочный механизм, закреплённый под потолком. Когда рама спускается на монтажную платформу, начинается таинство сборки. Персонала именно для сборки трициклов задействовано много. Во многом поэтому крупные и мелкие детали устанавливаются сразу в несколько рук, конвейер идёт весьма шустро. На одной линии без перерывов на переоснащение собираются все возможные комплектации (а это около 10 вариантов). На выходе готовая техника сама скатывается на динамометрический стенд, где проходит тестирование систем. В углу зала стоит предмет гордости и назидания – небольшая тумба с табличками, на которых можно руками вписывать цифры. К моменту нашего появления информация на главной табличке гласила, что на заводе вот уже 796 дней не происходило никаких нештатных ситуаций.

Цех, расположенный через дорогу, можно назвать образцово-показательным. Он самый свежий из имеющихся, работы по его обустройству ещё ведутся. В этом помещении в почти стерильных условиях при помощи современного оборудования с высокой степенью автоматизации собирают новую боевую единицу для Bajaj – бюджетный микроавтомобиль Qute.


Сборочная линия, тестовый полигон и импровизированный склад пока находятся под одной крышей. Снаружи здание ничем себя не выдаёт. Атмосфера внутри – смесь весёлой детской площадки и стерильной лаборатории. Яркий свет поступает сквозь большие окна в потолке и из настенного освещения. В этом свете стены и потолок получаются настолько белые, что находящаяся на улице залитая солнечным светом лужайка с цветами уже не кажется яркой и цветной. Повсюду расставлены цветастые Qute и детали к ним. Сборка происходит степенно и малыми партиями, так как машина пока ещё в новинку для Bajaj. Заметно, как нервничают и любознательно смотрят на свои творения застывшие в углу около испытательных стендов инженеры. В этих стенах уже можно подглядеть будущее Bajaj.

Финальная часть погружения в религию под названием Bajaj – экскурсия по элите среди производственных цехов. Да, мы посмотрели, как собираются те самые KTM Duke и KTM RC (до 390 см3 включительно), которые затем расходятся по всему миру как горячие пирожки. «Оранжевая банда» идёт по обособленным веткам конвейера вперемежку с Pulsar NS 200 и Pulsar RS 200. Часть здания, отведённая под сборку «элиты», обустроена с особым перфекционизмом. На стенах плакаты с изображением кроссовой линейки KTM, здоровяка KTM Duke 1290 и «Пульсаров», которые улетают вдаль с разрывных трамплинов.

Производство BAJAJ